Нет света без тени - нет тени без света
Посмотрела по "Моей планете" фильм об одном северном народе из вот этого цикла:

Смотрела второй раз и второй раз мне было грустно едва не до слёз. Народ пропадает, культура - печально...
Ещё сотню лет назад носителями языка этого народа было более 800 человек, сейчас - чуть больше 400. Традиции меняются.
А с другой стороны, как иначе? Могут ли люди шагнуть в прогресс, не распрощавшись с прежним укладом жизни? Могут ли люди объединиться, не имея общих традиций и верований?
Нашу страну в этом плане переворачивали с ног на голову, по крайней мере, дважды: сначала, объединяя под флагом христианства Киевскую Русь после неудачной попытки ввести единый языческий пантеон на основе уже сложившихся верований и заменяя прежние (возможно, никогда не существовавшие, впрочем) черты и резы глаголицей и кириллицей.;
потом - объединяя великий могучий Советский Союз под маркой атеизма и негласной веры в Ленина, Сталина и Светлое будущее (а это - читай: отказ всеми народами от своих прежних религий), запрещая национальные языки и прежний уклад.
Можно Петра ещё вспомнить: он тогда тоже всю культуру нам предложил поменять, бороды сбрил, в европейское платье одел и даже, помнится, вместо православия продвигал католичество - что, конечно, не советский атеизм, но тоже отличается порядком. С другой стороны - сколько за тот период для нашей страны положительного замечено...
Посмотреть с другой стороны. Сохранись на земле прежние цивилизации в развитом виде, жили бы среди нас по-прежнему, к примеру, майя. Не те, которые сегодня живут, а те ещё, прежние, на пике развития культуры. Казалось бы - прекрасно! Майя, сохранившие свои традиции! Как интересно... Ан нет. Реки крови бегут по пирамидам - неэстетично как-то, негуманно, несовременно... А сколько было таких кровавых культур! То, что оказывается нормой в одной системе ценностей, совершенно не обязательно оказывается таковым в другой.
Смотрим с обратной стороны. Ага, тогда замечательно! Гуманизм процветает, мир глобализируется, культуры объединяются, старое отмирает, новое настаёт... Опять что-то не так. А, да, ну конечно! Когда стирается разница между народами, стирается и их чувство самоидентификации, исчезает прежняя система ценностей, уходит в мир иной очередная цепочка традиций, и снова хочется рыдать, глядя на эти похороны!
Где же истина? Как вписаться в современный мир, не потеряв себя и одновременно не подавив других? Кто прав и на каких, в конце концов, китах стоит мир?
Хочется вспомнить исландцев. Они, между прочим, молодцы: на своём острове они сохранили, по крайней мере, в достаточной форме свой язык. В их языке нет ни одного заимствования! Все новые слова они сооружают из уже имеющихся основ. Мне кажется, это очень верно. Не знаю, как уж там быть с религией, с системой ценностей и прочим, но, по крайней мере, сохранить свой язык - это ведь очень, очень важно...

Наверное, мои мысли ещё слишком спутанны и непричёсанны. Я не сделала никакого решительно нового вывода из давно известных фактов. По-прежнему стою в тупике, когда думаю о том, что следует делать: спасать скорей-быстрей угасающие культуры или развивать единую новую - общую и комфортную для всех.
И тут я повешу ещё одно видео. Просто так, потому что Понкратова люблю)


@темы: мысли, видишки

Комментарии
13.09.2013 в 16:50

hastic
a зачем искусственно спасать то, что уходит?
13.09.2013 в 20:22

Нет света без тени - нет тени без света
Уходит тоже искусственно. Процесс насаждения одной культуры на другую изначально искусственен. Другое дело - что уже запущен...

Ну и плюс, как я уже сказала, унификация лишает нас многообразия наших культур, нашего же мирового культурного богатства.
Даже если мы сможем понять культуры прошлого или любоваться ими, если мы объединимся в какое-то целое, едва ли мышление уже когда-нибудь станет столь разнообразным, будет иметь столь непохожие формы...
14.09.2013 в 06:14

hastic
вообще, это интересный процессш сначала люди разбежались, языки стали разными, потом, по мере улучшения и упрощения обения, все снова смешивается в единое.
я, скорее не согласен с тобой, что уходит искусственно, и мне сложно называть это *насаждением*, может, я просто не сталкивался...
14.09.2013 в 12:28

Нет света без тени - нет тени без света
Hastic, Не знаю, впрочем, и был ли прям уж совсем единый для всех людей язык когда-нибудь...
Но в целом, конечно, да, ты прав. Уж по крайней мере будущих индусов каких-нибудь или будущих испанцев мы в своё время могли легко понять...

я, скорее не согласен с тобой, что уходит искусственно,
Ну почему же? Приезжают какие-то третьи дяди, начинают учить, как жить; вещи свои привозят, языку другому обучают, заставляя порой ещё и прежний забыть... Разве это не искусственно?
14.09.2013 в 18:31

цвет государства - жёлтый
Приезжают какие-то третьи дяди, начинают учить, как жить; вещи свои привозят, языку другому обучают, заставляя порой ещё и прежний забыть... Разве это не искусственно?
Katty., вообще-то это называется "культурный обмен"
14.09.2013 в 19:47

Нет света без тени - нет тени без света
вообще-то это называется "культурный обмен"
Первый раз прочитала "культурный обман".
Культурный обмен потому и есть штука, с одной стороны, хорошая, с другой - не очень.
Но в данном случае это всё-таки не обмен.
Знаешь почему?
Потому что когда тебе указывают как жить и на каком языке говорить, никто не берёт ничего у тебя.
14.09.2013 в 23:09

цвет государства - жёлтый
Без культурного обмена у нас бы сейчас до сих пор из искусства только наскальная живопись была) К. О. позволяет искусству развиваться.

А кто конкретно им указывает как жить? Русские?
14.09.2013 в 23:52

Нет света без тени - нет тени без света
Епископ восточной Англии, Культурный обмен = культурное подавление?
Русские в своё время указывали всяким своим чукчам; зарубежные колонизаторы указывали пути развития для своих колоний... всякого везде много было
15.09.2013 в 00:05

цвет государства - жёлтый
Культурный обмен = культурное подавление?
не-а:lalala: Если это равноценный обмен, конечно.
15.09.2013 в 00:07

Нет света без тени - нет тени без света
вово

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии