Наземные виды транспорта, встреченные мною в Мексике, я бы разделила на следующие категории:
1. Микробус1. Microbus. Он же в версиях жителей различных городов - camión (испанский-Испания: "грузовик" или camioneta (Исп. "грузовичок"
Словом camioneta также можно назвать ваш личный автомобиль, если он хотя бы отдалённо напоминает джип. Но мы сейчас не о джипах.
Вот он, красавец:
Намеренно не буду уменьшать фото. Обратите внимание - передняя дверь раскрыта настежь. Зачастую раскрыта и задняя. Вместе с ними может быть открыт и quemacocos (скажем так,"тыквонапекатель", что на местном сленге обозначает люк на верхушке микробуса. Он может быть открыт и в ветер. И в дождь может быть закрыт. А в солнечную погоду его и прикрыть можно иногда. Это уж по желанию. То же касается и дверей. И если люк открывают/закрывают пассажиры, то посредством дверей вас соединит с бушующей за стенами микробуса стихией (а местные ливни порой иначе не назовёшь) не кто иной, как водитель.
А впрочем, ну чего я так мрачно? Ведь это теперь мой любимый транспорт на земле! Главное, что у него есть - большие-большие колонки и латиноамериканские ритмы! Иногда, впрочем, ставят рок или современный тумц-тумц. Но чаще - латину, как ничто иное более подходящую под скорость микробуса, едущего по холмам Мехико и подпрыгивающего на кочках! Мне кажется, именно так её и можно/нужно учиться танцевать!) Я хотела раздобыть целый диск с песнями, которые регулярно ставят в микробусах! Но разве так диски продают... А имён большинства исполнителей я и не знаю вовсе. Однако пример типичной композиции - в студию! (прошу прощения, что в формате видео, но с плеерами я так и не разобралась)
В салоне, как я уже как-то упоминала, по вечерам включается или весьма паршивая обычная подсветка, или дискотечно-неоновая синего или фиолетового цвета. Иллюстраций нет.
На первой картинке, кстати, ещё видно, что, в отличие от русских автобусов, водитель от публики никак не отгорожен (это вообще наша с вами национальная особенность - водителя прятать).
Стоимость поездки составляет от 3 до 5 песо* (1 доллар при этом составляет 11-14 песо). Чаще всего стоимость - 4. Обычно вы платите непосредственно водителю, иногда у водителя случаются напарники, сидящие прямо под лобовым стеклом, а временами попадаются микробусы со специальными столбиками, куда нужно опускать монету. Сдачи столбики не дают, так что опустите 5 песо - покатаетесь за 5, опустите 10 - за 10. Се ля ви...
Таблица с тарифами мне встречалась за всё время раз или два. В тех микробусах, где покататься мне обошлось подороже.
Далее. Направления движения микробуса пишутся на лобовом стекле. Пишут конечную остановку маршрута, по каким улицам он идёт - разбирайтесь уж сами. Я по первости, пока свой не выучила, спрашивала у каждого водителя, доедем ли до - и указывала наш адрес. Развлекалочка на практику местных интонаций - в самый раз. А так - ориентируйтесь на местности, друзья.
Как-то раз нас по параллельной улице далекооо увезли ( katty1.diary.ru/p179503529.htm ).
В Африке, к слову, тоже практиковали написание последней точки направления. Но там ещё её выкрикивали для всех желающих покататься на транспорте.
А почему пунктов назначения несколько - не разъясню. Возможно, именно там микробус делает поворот.
Да, ещё одна особенность микробуса! При его скорости - исключительно удобная! Несмотря на номинальное наличие остановок, останавливается микробус где угодно и когда угодно на всём протяжении маршрута. И если с пассажирами, уже находящимися в нём, и так всё ясно (хочешь остановку - огласи водителю, как в нашей маршрутке), то подбирает пассажиров микробус по вытянутой руке (как у нас на нелегальное "такси"; к слову, и в Испании, и в Бразилии метод "руки" действовал для автобусов, отличие от Мексики было только в том, что в этих странах автобусы и по руке останавливаются только на остановках).
Очереди в микробус в итоге минимальны, действительно длинные возникают только на крайних пунктах посадки (скажем, на станции метро). Несмотря на частые остановки, метод мне показался очень удобным и действенным!
Водители любят украшать свой транспорт, каждый - на свой вкус! Обычно, правда, украшают внутри... Но, как видите, бывает, и снаружи.
Внутри можно встретить крупные распятия (до 10х20 см) с Иисусом на круглом деревянном кресте; диснеевских героев - нарисованных и в виде куколок (например, того самого встреченного мною безголового донадьд-дака), ну и проч...
На каждом отдельном микробусе присутствует номер, по которому Вы можете обратиться в случае возникновения жалоб. Номер один и тот же, стиль оформления его на автобусе - индивидуален!
2. Метро
Метро . А куда без него? Тем более такому мегаполису, как Мехико.
Мы с вами спускаемся по лестнице на одну из станций. Справа от нас - два узеньких эскалатора вверх и вниз. Правила типа "справа стой, слева проходи" не действуют. Внизу справа видим табличку зелёного цвета. Это значит, что мы с вами на зелёной линии. На табличке указана последняя станция направления, на которое идёт поезд справа. Слева висит аналогичная табличка от противоположного направления.
Наверху - симпатичная иллюстрация. Внизу - куча торгашей. Их тут везде полно.
В переходах активно торгуют всем подряд, в том числе едой. Цены - от трети доллара до доллара.
Я так и не поняла, зачем надо было включать вентиляторы в холодные дни. Однако в принципе они висят здесь на переходах и спасают людей от жары. В вагонах кондеев, кажется, нет. Как у нас) (девочки, кажется, на духоту жаловались)
Помимо ветра, эти чудо-вентиляторы способны выбрасывать мелкие капли воды. Задуман ли душ суперсовременными дизайнерами или это косяк производства - не знаю, но в жару освежает.
Внутри всё максимально визуализировано. Сделано это, очевидно, для неграмотных людей, коих в стране предостаточно, несмотря на наличие учебных программ.
Каждая станция имеет не только название, но и свой значок. Можете запоминать словами, а можете - картинками.
На станции можно встретить доску объявлений.
Ещё обратите внимание на цвет стен. Не только здания, но и метро в Мексике яркое! Мне это понравилось.
Название станции пишется не один раз большими буквами, как у нас, а несколько раз маленькими. С учётом того, что стенку вы наблюдаете из окна поезда не прямо перед вашим носом, а на некотором расстоянии, прочитать эти названия не представляет труда. Так что если вы прослушали название станции, нередко достаточно лишь посмотреть на стену. Помимо буквенного названия, будет повторяться и картинка. Кроме этой информации, вы узнаете из картинок, размещённых на том же уровне, о том, к примеру, что в метро нельзя курить
К льготным категориям, традиционным для нас с вами, прибавляются беременные женщины. Или вернее, они выделяются из категории "пассажиров с детьми", пожалуй. Так или иначе, картинки не три, а четыре. А место только одно - не в вагоне, а на каждом его фрагменте. Т.е. возле каждого выхода таких мест два. Располагаются обычно спиной к стене, в то время, как остальные по направлению движения или против него. Т.е. лично у меня это место вызывало ассоциации с местом контролёра в автобусе. Как в новых вагонах - не помню. Новый вагон мы видели только однажды, и в нём места располагались, как в российском метро.
По какому принципу выбираются изображения для станций метро, лично мне сказать сложно. Иногда это связано непосредственно с названием (т.е. называется станция Сапата - и изображён революционный мужик в сомбреро), а вот Chilpancingo, например, имеет форму осы, потому что в городе этот район имеет сходную форму..
А вот у станции "Барранка дель муэрто" ("Овраг мертвеца" история не слишком приятная. Даже не буду вам её рассказывать. Но не зря на эмблеме кружат грифы (а мы-то всё спорили, бабочки это или орлы).
В поезде помимо просьбы не облокачиваться на двери можно встретить и просьбу не высовываться из поезда - ни корпусом, ни руками
Ещё одна особенность мексиканского метро: поезда ходят по центру, а по краям располагаются перроны. Именно поэтому так легко читать надписи, стоя в вагоне. Впрочем, если вы перепутали направление поезда, выбежать из одного и мигом влететь в двери другого, как у нас, не получится. Придётся подняться, пробежать по переходу на верху и спуститься на соседний перрон.
Поезд - вот этот рыжий одноглазый пират) Ходят поезда как снаружи, так и под землёй. Но чаще под землёй, как и у нас.
Ждать поезда вы можете довольно долго, минут, наверное, до десяти. Никакие табло о количестве времени ожидания уведомлять вас не будут.
Лично мне мексиканское метро показалось таким же интересным, как и наше. Только - более современным. Одну из картинок на входе вы уже видели, а вот Туннель науки. Он ужасно длинный, в нём много информации на стенах, вот тут, к примеру, написано о кукурузе. И иллюстрации подсвечены.
А на одном из фрагментов на потолке - настоящее звёздное небо. Для фотоаппарата это небо оборачивается чрезвычайно психоделичными кадрами)))
Вот так музыкально тоже бывает, да
на табличке, как я поняла, ник спонсора
Это вещь, которую не привезёшь домой в качестве сувенира! Билет на одну поездку. Его поглощает турникет, стоит вам пожелать войти в метро. И более не возвращает. Буууу
Вход на станцию Bellas Artes привлёк наше особое внимание. Перед вами свидетельство тридцатилетней дружбы тридцатилетнего сотрудничества метро Мехико и Парижа, выполнено в 1998 г. в рамках культурного обмена и в стиле модерн. Интересно оно тем, например, что в Москве в 2006 г. в том же стиле выполнен один из входов на станцию метро "Киевская" (upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4d/Kie...), а в Париже, как я поняла, вообще должно быть частое явление подобные входы (upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3d/Met...). Впрочем, мексиканцы подарили им в ответ фреску "Мысли и душа индейцев племени уичоли" на станции Palais Royal.
На нашей страничке википедии о станции "Киевской" и так уже столько информации, что на модерновый вход отведён всего один абзац:
Один из входов на станцию оформлен французскими архитекторами в духе типовых проектов Эктора Гимара. Представитель стиля модерн, Эктор Гимар декорировал входы на первые станции парижского метро в 1900-1910 годы. Ответным подарком московского метрополитена стал витраж "Курочка Ряба", установленный на станции "Madeleine" в Париже.
Интересно, кто ещё дарил этим ребятам фрески с национальными сюжетами в ответ на установку типовых входов в стиле модерн...
И наконец, ещё одна особенность мексиканского метро. Со всей этой последних времён модой женщин отгораживаться от мужчин (ну, знаете, всякие там розовые такси и проч.), мексикански не остались позади планеты всей. Глядите!
Вывеска гласит: "Только для дам!" Рядом приписка: "и идиотов"...
В действии это выглядит вот так:
И ещё одно видео. Музыка в мексиканском метро. В вагонах не так шумно, как у нас, так что послушать её вполне реально.
Создаётся она крупными колонками, которые носят в рюкзаках за своей спиной торгаши дисками. Продемонстрировать надо максималльное количество музыки за промежуток от одной станции до другой, так что ни одной полной песни вы не услышите. Но если человек не жесток, то во вполне слушательном виде насладитесь старым-добрым роком, смесью из классики и Энии или типичной латиной...
3. МетробусМетробус, похоже, является какой-то отличительной особенностью Латинской Америки. Ну разве что называется в разных странах по-разному. В мексиканской столице - именно-так.
Ляпнула я глупость, но тут же себя проверила. И оказалось следующее:
Скоростной автобус, также Метрóбус (англ. Bus rapid transit, BRT) — способ организации автобусного (или троллейбусного) сообщения, отличающийся более высокими эксплуатационными характеристиками по сравнению с обычными автобусными маршрутами (скорость, надёжность, провозная способность). По некоторым параметрам (в частности, по скорости) системы скоростного автобусного транспорта сравнимы с системами легкорельсового транспорта (скоростного трамвая).
От обычных систем автобусного транспорта, скоростные системы отличаются одной или несколькими особенностями.
+ Трассы проходят по выделенным полосам (полностью или большей частью). На перекрёстках автобусы имеют преимущества
+ Часто используются нестандартные автобусы, например сочленённые многосекционные
+ На некоторых системах остановки напоминают станции рельсового транспорта: они закрыты со всех сторон, имеют билетные и справочные кассы, оборудованы турникетами (что способствует более быстрой посадке пассажиров в автобус, поскольку проверка и покупка билетов осуществляется до посадки в автобус)
+ На некоторых системах используются направляемые автобусы
Метробусы ходят в Эквадоре (Кито), США (Майами, Лос-Анджелес, Бостон, Вашингтон, Хьюстон), есть в Венесуэле (Каракас),
в Бразилии (Куритиба, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро), в Колумбии (Богота), в Гватемале (Гватемала),
в Канаде (Монреаль, Квебек), есть в Мексике (Мехико, Монтеррей), в Австралии (Сидней), в Новой Зеландии (Окленд), есть в Японии (Нагоя), есть в Иране (Тегеран), есть в Нидерландах (Амстердам), есть в Турции (Стамбул), есть во Франции (Руан), есть в Чехии (Прага).
В 2003 г. ходили слухи konkretno.ru/2003/03/07/govoryat_chto_v_Pitere_... про создание метробуса в Питере.
В Мехико метробус был видом транспорта, которого более всего боялись мои девчонки. Пугали скорости. В отличие от микробуса, штука скоростная. Однако однажды мы на нём всё же покатались дружной компанией с Кетцелем.
Иллюстраций, как оказалось, у меня почти нет. Или, вернее, иллюстрировать почти нечего.
Вот подтверждение наличия выделенной полосы у метробуса:
Кусочек мордашки и платформа, к которой подходит транспорт. Есть, кстати, и полностью фас метробуса, но фото не оч.хорошая. не уверена, будет ли интересно.
И наконец, анфас и вид издалека, а заодно - и анонс следующего поста отн. транспорта слева.
Метробус - штука довольно большая, а порой, кстати, ещё и ходит парами.
4. ТаксиТакси - вот уж чего тут в изобилии!
Один из видов такси вы уже видели - на последнем кадре из поста про метро. То был вполне официальный автомобиль, раскрашенный в золотистый и красный цвет. Так выглядят четырёхколёсные представители этого класса.
Но есть и много велотакси. Обыкновенно они встречаются в историческом центре города. И они различны:
- есть вот такие трёхколёсные монстры, разбитые и обтянутые полиэтиленом. Удивительно, что находятся ещё люди, желающие в таких кататься!
У них есть и более современные коллеги - см. зелёненькие слева.
А среди четырёхколёсного транспорта в Мехико сразу выделяется обилие "жуков". Из двух "фольксвагенов" этого типа справа золотисто-красный является такси. Их довольно много. Кстати, ещё одна особенность местных таксистов - они сами выбирают, куда ехать. То есть транспорт официальный, а всё равно - ты ему: "В аэропорт поедешь?", а он тебе: "Не, могу тебя только до метро подвезти" и т.д. Счётчики внутри установлены, но иногда мошенничают и с ними. Как раз в приведённой ситуации водитель довёз нас до метро за половину стоимости до аэропорта. Это было в тот день, когда я опоздала на рейс. А ведь согласись он...
Вот такую милую надпись мы встретили, кажется, где-то на Юкатане (ой хорошо звучит фраза!)
Но вернёмся к велорикшам. Помимо трёхколёсных вариантов бывают и более.. многоколёсные. Вообще, наверное, слово "велорикша" даже больше ассоциироваться должно с чем-то таким:
Кстати, обратите внимание! Стройный мексиканец! Может, тяжёлая работа велорикши заставляет сбрасывать вес? Вообще в стране весьма актуальна проблема ожирения.
А профессия всё же тяжела... В физическом смысле слова!
А это велорикша за неделю и день до Дня независимости (15.09). По его такси уже видно, что готовится. Про подготовку к этому дню ещё будет)
5. Разные машинки
Как я уже сказала, очень мексиканский транспорт - Фольксваген 1200 (в простонародье "Жук".
Отсюда - mexico.eurostyx.com/node/160:
Выпускался он на заводе в городе Пуэбла с 1964 года, а снят с производства аж в 2003-м! За этот длительный период было выпущено около 25 миллионов автомобилей, и немудрено, что все улицы просто кишат ими. Разных цветов и годов выпуска они гордо проносятся по дорогам не зная преград и поломок. Что тут скажешь, машина спроектирована на века для длительной эксплуатации на территории мексиканских земель. "Жука" не сломишь небрежным обращением, плавящим солнцем, проливным дождём, множественными помятостями кузова, скрипящей разваливающейся подвеской и т.п. Это - настоящий мексиканский автомонстр! По причине невероятной стойкости и неприхотливости эти машины давно облюбовали таксисты. Таким образом вы без проблем можете доставить себе удовольствие, проехавшись хотя бы пару кварталов на одной из них. Нужно сказать, что Мексика из окна этого автомобиля смотрится совсем иначе, ведь вы едете внутри настоящего мексиканского народного чуда! Жесткая подвеска, прерывающийся шум от двигателя, тесный салон, и плюс ко всему - заход на задние места через переднее откидное сиденье. Совокупность этих моментов подарит вам незабываемое впечатление от прогулки. Пригните голову, иначе на лбу будет шишка! А теперь, в путь! Ниже представлены фотографии, сделанные нами из окна этого прелестного автомобильчика
Некоторые картинки:
Далее - соревнование за звание Мексиканского Ёжика.
Мусоровоз:
или вот этот торговец чехлами для сидений
Кто у нас, кто у нас
Самый главный дикобраз?
Самый главный дикобраз?
Бывает, конечно, и так...
Местная "Скорая помощь". Последнее, как водится, написано на капоте в обратную сторону - чтоб едущие впереди были в курсе
И наконец - пара воплощений местной полиции! (Первое фото - в г.Пуэбла, второе - в Мехико)
Ну а здесь - некоторые светофоры и знаки, встречаемые по дороге. Тоже, в общем-то, нечуждая транспорту стихия)
Светофоры и знакиЭто было первое, что меня порядком удивило:
Ещё белые человечки при переходе дороги. Человечки, они вообще везде разные. Тут я таки сделала неплохое фото, а ниже повешу ещё и видео с похожим атлетом, но традиционно зелёного вида
Здесь в компании с белым человечком со светофора встречаем ещё и знак перехода. На знаке перехода знатный уродец, я вам скажу. Ну как можно было нарисовать такое чучело? Что за выступ у него на правом плече? Кость? Или это так гордо вздымается его грудь?
Здесь такой же уродец попал и на светофор
Кстати, на том же светофоре я впервые увидела обращённую ко мне ладонь. Сочла это милым: светофор мне будто ручкой машет.
Впоследствии видела такие светофоры в Бразилии. А дома мне сказали, что и у нас в России подобные имеются - просто мне не встречались...
На Юкатане по пути к Чичен-Итце мы двигались по скоростному пути. Я сидела на соседним с водительским сиденье и смотрела за окно. Дорога говорила со мной! Меня это умилило. Как она со мной говорила? Да вот, вежливо обращалась ко мне с просьбой выполнять правила безопасности... соблюдать (досл. с исп. "уважать" скоростной режим,
пристёгиваться ("Используйте его!" или "Используйте это!" - мой любимый значок),
вести автомобиль осторожно...
Один из контрольных пунктов - или как их там, бишь, звать... Въездов? - На скоростную дорогу
В автомобильных знаках встречается та же лингвокреативность, что и в рекламе, и вообще в языке. Если зоомагазин Mascota ("Домашнее животное" может выразить свою эмблему через "+cota", потому что + читается как "más" (и выражает "больше" или "плюс", то Uno x Uno читается как "Uno por uno" и означает, конечно, не "один умножить на один" (por - "х", знак умножения), а "Друг за другом" (досл. "Один за одним". Т.е., если не ошибаюсь, то в этом месте автомобили могут проезжать только друг за дружкой
Ещё одна вариация светофора:
И видюшка. На мой вкус, он прелестен)
---------------------------------------------------------
В пост не вошли незаснятые мною автобусы Канкуна - похожие на наши или европейские, стоившие 8 песо и имевшие в наличии работающий ЖК-экран, по которому транслировали не рекламу, а какие-нибудь клипы или фильмы (!). Как-то раз возвращаясь домой вечером я залипла на финале "Кинг-конга" и потом судорожно пыталась не просмотреть в темноте свою остановку, параллельно теребя окружающих на предмет того, где мне выходить.
Также не остались запечатлены версии микробусов, встреченные нами всеми в Туле и лично мною в Тлакскале. Первые отличались от обычных только ценой, вторые имели чуточку более сельский вид.
В посте представлены только такси Мехико, но остальные, кажется, не были столь интересными.
И наконец, за пределами написанного остались междугородние автобусы. Они бывают разных категорий, и про них следует добавить пару слов! Междугородние автобусы бывают стоимостью подешевле и стоимостью подороже. Подешевле вы получаете автобус с, к примеру, откинутыми, как в самолёте, мягкими сиденьями, которые невозможно поднять (потому что это их нормальное состояние), салон чуть более скромный и, кажется, отсутствие туалета. Не уверена, но возможно, что в них телевизор вы не посмотрите. Хотя не факт.
За цену в два раза больше вы получаете отличный транспорт со всеми удобствами и просмотром кино по общему экрану с наушниками. Самая высокая стоимость за трёхчасовой автобус этого класса не превышала 200 песо, то есть обошлась нам в пределах 10-20 долларов. Возможно, даже ближе к 10. В Бразилии, для сравнения, в автобусах за 20 долл. хотя и имелась дамско-джентельменская комната, но ни о каких фильмах и речи не заходило. Поездка при этом длилась, по-моему, и того меньше. Хотя сейчас уже могу врать.
Однако и в тех, и в других междугородних автобусах Мексики вас непременно найдут торговцы! Равнодушные дядечки и тётечки или жалкие мальчики и девочки с несчастными глазами раздадут вам шоколадки с листиками, указывающими цену и жалующимися на жизнь, и соберут их вновь, а если вам будет не жаль пяти песо - то оставят шоколадку или орешки вам взамен на денежку. Предложат вам и всякие другие мелочи, в том числе - воду. И если на автобусной станции вы поленились приобрести её за 5 или 10 песо или пожалели денег, то подыхайте от жажды или отдавайте торгашам полноценный двадцатник за поллитра прохладной, чистой... А впрочем, что такое этот доллар с хвостиком на фоне нашей сотни рублей за бутылочку 250 мл в московском аэроэкспрессе?
* все цены указаны на момент нашего пребывания в Мексике, т.е. июль-август прошлого года. Если что изменилось, то я не в курсе)