Честно признаюсь, потырила на просторах интернета
04.09.2009 в 03:30
Пишет EvaDrasen:Символика картин Ремедиос Варо (Remedios Varo)
читать дальше
Ещё две работы, посвященные музыкальной гармонии.
биография Варо 1, 2, 3, 4
большой архив её работ
URL записиПрекрасная художница с именем героинь Маркеса и совершенно неограниченной фантазией. Да, корни растут из сюрреализма (столь нелюбимого мной), но главное для меня это идейное содержание её работ. В них удивительный и порой пугающий мир небесных сфер, предвечности, космоса. Её творчество – попытка понять законы Вселенной.
У Варо много восхитительных картин, но я остановлюсь на нескольких.
У Варо много восхитительных картин, но я остановлюсь на нескольких.
"Вышивание земной мантии"
читать дальше
Чтобы никому не показалась странной связь с алхимией, которую я нахожу в картинах Варо, начну разговор с картины 1955 года, которая носит название «Алхимик». Или «Бесполезная Наука». Название картины очень важно для понимания образного мира Варо. Это два полюса – науки и эзотерики, к которым она не раз обращается. Изображение механического через призму воображения вообще свойственно всем сюрреалистам, но у Варо это совсем по-другому. Она в равной степени интересовалась последними научными открытиями и различными эзотерическими учениями, что оставило значительный след в её работах.
Картина «Часовщик» (1955) создана под влиянием работ Гурджиева и Успенского. Среди прочего они развивали мысль о восприятии человеком времени. В своих книгах «Новая модель Вселенной», «Четвертое измерение» Успенский старается осмыслить, что представляет для человека жизнь в четырёх измерениях, воссоздает некую новую физику, которая скорее опирается на психические способности человека. Успенский понимает время как пространство: «время ‹...› заключает в себе две идеи: некоторого неизвестного нам пространства (четвертого измерения) и движения по этому пространству». При этом видит это «четвертое пространство» как область, постигаемую лишь расширенным сознанием человека (и подводит сюда эзотерические учения, которые помогают дойти адепту до высшего состояния).
На картине удивленный герой, весь мир которого наполнен часовыми механизмами, встречается с новой Вселенной. Три сферы, заключенные друг в друге – образ непостижимого пока мира. Часовщик, потрясенный открытием, рассыпает винтики, которые уже не нужны, потому что Время - относительно. Все часы на картине показывают одно и то же время, тогда как фигуры в них одеты в костюмы различных эпох. На картине изображен конец времени и преодоление устаревших рамок. Опять же, по учению Успенского, в четвертом измерении прошлое и будущее существуют в одном пространстве. Потрясающая картина. Варо словно призывает отринуть устаревший мир, который перевернуло открытие теории относительности.
На картине удивленный герой, весь мир которого наполнен часовыми механизмами, встречается с новой Вселенной. Три сферы, заключенные друг в друге – образ непостижимого пока мира. Часовщик, потрясенный открытием, рассыпает винтики, которые уже не нужны, потому что Время - относительно. Все часы на картине показывают одно и то же время, тогда как фигуры в них одеты в костюмы различных эпох. На картине изображен конец времени и преодоление устаревших рамок. Опять же, по учению Успенского, в четвертом измерении прошлое и будущее существуют в одном пространстве. Потрясающая картина. Варо словно призывает отринуть устаревший мир, который перевернуло открытие теории относительности.
Одна из самых известных работ Варо – «Создание птиц» (1957). Сюжет прост: сова в своей алхимической лаборатории создает птиц. Явная иконографическая линия, которая сразу приходит в голову, - сова-Афина. Эту богиню, как известно, часто описывали как обладательницу «совиных» глаз. Таким образом, я предполагаю, что женщина-сова на картине Варо и есть Афина, мудрый творец. С помощью треугольной призмы она преломляют лунный луч, чтобы оживить птицу и позволить ей взлететь с листа. Такую же призму использовал Ньютон в своих экспериментах со светом. Что ж, мы снова видим тему «науки» тесно переплетенную с «эзотерической» («лунной»). С другой стороны перегонный куб, получающий свет от звезд, доставляет три основных цвета (красный, синий, желтый) на палитру художницы-совы. Два кувшина на заднем плане напоминают сообщающиеся сосуды, символизирующие неразрывную связь явного и тайного, реального и фантастического. Интересно, что героиня картины творит птиц с помощью «музыки сфер», которую символизирует маленькая гитара, висящая на груди. От нее отходит кисть художницы. Как мы увидим, тема небесной музыкальной гармонии, идущая от Пифагора через сочинения средневековых теологов, часто встречается на картинах Варо. А пока главное на картине – птицы. Мне кажется, на этой картине Варо трактует птицу, как её обычно понимали алхимики: в качестве символического посредника между земной «механической» реальностью и небесным миром. Птица часто означала путь души к пониманию тайн Вселенной. Однако, в общем и целом, картина представляется мне аллегорией творчества.
Ещё две работы, посвященные музыкальной гармонии.
На картине «Флейтист» (1955) музыкант (Орфей) с помощью игры возводит башню, поднимающуюся к небесам, руководствуясь неким метафизическим планом. На каждом куске камня начертан знак (чаще всего это – спираль). Спираль – символ эволюции жизни, созидающего начала. На этой картине вновь находит воплощение идея музыкальной гармонии, пронизывающий мир материальный и мир духовный. Похожие идеи мы встречаем на картине «Солнечная музыка» (1955), но уже в темной связи с природным началом.
Картина «Зов» (1961) – одна из моих любимых у Варо и, наверное, одна из самых загадочных. Мы видим пылающую женскую фигуру, получающую свой свет от неизвестного небесного тела. На шеи героини – химическая ступка, в правой руке – реторта. Она освещает стены, из которых выступают человеческие фигуры в изломленных позах, кажущиеся погруженными в глубокую дрему. Место очень напоминает тюрьму: высокие стены и маленькие окна под самым небом. Загадочная картина, не правда ли? Что это? Зов неба, брошенный замурованным на земле, сросшимся с ней людям? Таинственная посланница звезды – не сама ли художница? Или эта фигура означает свет науки (на что указывают её атрибуты)? Или главная героиня – алхимик, несущий в руке эликсир вечной жизни? Любая трактовка пока что кажется мне закономерной…
Очень интереснаz картина «Отшельник» (1955). Мы видим Отшельника, поселившегося в дремучем лесу, больше напоминающем ад (не образ ли это действительности?). Он не только отдалился от людей в глухую местность, он принципиально отрекся от всего окружающего, в том числе и природы. Сложенные на груди руки – общеизвестный психологический знак закрытости, но, в то же время, это традиционно молитвенная поза. Фигура Отшельника представляет собой светящуюся звезду Давида. Не буду пересказывать широкую историю этого символа, который был известен практически всем древнейшим цивилизациям. Замечу только, что обычно гексаграмма связывалась со всяческого рода магическими ритуалами. Значения, приписываемые звезде Давида, многочисленны, и, я полагаю, Варо вкладывала в образ Отшельника большую часть из них. Отшельник, очевидно, алхимик, прошедший по пути Великого делания, и ставший Андрогином (на соединение мужского и женского начала указывает и символ инь-ян на груди героя).
биография Варо 1, 2, 3, 4
большой архив её работ